У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Товар, желанный и ходовой во все времена. Сейчас на прилавках игрушек множество. Наряду с традиционными (куклами, мишками, мячиками) появляются новые, в свое время не виденные даже самыми молодыми родителями (динозавры, пауки, покемоны). Как оценить развивающий потенциал игрушки, как выбрать то, что нужно ребенку?
Какие бывают игрушки и для чего они нужны Ребенок развивается, действуя. При этом он преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Именно в действии осознается им мир. Ребенок, осваивающий окружающий мир и строящий самого себя - существо активное, пробующее и расширяющее свои возможности. Главная роль игрушки (как предмета, специально созданного взрослыми для детей) в том и состоит, что она побуждает ребенка к деятельности - все более активной, насыщенной, осмысленной. И тем самым служит средством его развития. Поэтому прежде всего осознаем: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Психологи говорят обычно о двух областях деятельности ребенка. В первую входят те, внутри которых происходит социальное и личностное развитие ребенка становление его желаний, интересов, чувств, отношений с другими людьми. Вторую группу составляют такие виды деятельности, в которых усваиваются способы действия с предметами, складываются интеллектуальные способности детей, их технические возможности. Соответственно можно, пусть условно, разделить на две группы массив игрушек. Первая группа: игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, развитию личности. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушечные животные (мишки, зайчики, собачки) и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. Помимо кукол с их одеждой, мебелью и посудой, ребенку нужны наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин. В них входят детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно отнести игрушки, позволяющие что-либо куда-то перевозить (грузовики, поезда, машинки). Вторую группу составляют игрушки для развития познавательных возможностей детей: кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино. Разделение игрушек на группы позволяет выделить приоритетные их виды для детей разного возраста - в соответствии с тем, какой вид деятельности считается главным, ведущим для того или иного возраста. Так, для детей от года до трех лет ведущая деятельность - предметная. В ней ребенок овладевает действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Значит, детям этого возраста нужны прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте (от трех до шести лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра - а нее необходимы игрушки первой группы. Кроме упомянутых двух линий развития (эмоциональной и интеллектуальной) есть и третья: линия физического развития. Не стоит никого убеждать в том, что укрепление здоровья, формирование физических качеств ребенка (силы, выносливости, ловкости, меткости) - вещи, чрезвычайно важные. Понятно, эта линия детского развития предполагает свои способы действий и воплощена во множестве специальных игровых пособий, способствующих совершенствованию физических качеств и моторики: мячи, обручи, скакалки, кегли. Они нужны во всех возрастах, хотя понятно, что в зависимости от возраста и возможностей ребенка они должны разниться. Итак, первое требование к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка. Выбирая забаву для своего сына или дочери, приходится, с одной стороны, ориентироваться на их возраст (и, следовательно, на то, какая деятельность сейчас ведущая), а с другой - стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были игрушки разных видов.
От чего зависит активность ребенка и успех игры Возможность активного действия ребенка с игрушкой зависит от многих ее качеств, например величины. Огромные мягкие собаки, бегемоты, слоны, которых малыш не может даже взять в руки, могут служить лишь украшением комнаты или подушкой. Те же мягкие игрушки меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеет и то, насколько тщательно игрушка выполнена. Если колечки пирамидки надеваются на стержень с большим трудом, если матрешка может быть составлена только со скрипом, если колеса машинки плохо прокручиваются, - то ребенок не сможет полноценно играть с ними. Иногда взрослым кажется: чем больше разных свойств и качеств у игрушки, тем лучше: вот пластмассовый слон на колесах и с телефонной трубкой, его можно катать как паровозик и одновременно подносить к уху трубку. Но как раз это дезориентирует ребенка: он не понимает, что делать с такой сложной игрушкой - возить ее или "разговаривать по телефону". А быть может слоника надо покормить? Причем полноценно выполнить все эти действия, по сути, невозможно: на такого слона ничего не положишь и никого на него не посадишь, телефонная же трубка все время падает, и зачем кормить такого слона, который вовсе не слон, а телефон на колесах? Гораздо полезнее было бы, если бы ребенок получил три разных предмета, и понятных по назначению и по способу действия. Игрушка, далее, обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребенка - это, собственно, и делает игрушку игрушкой. Надо признать, что предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает красота игрушки, богатство деталей, или описанные в аннотации развивающие возможности. У детей несколько другие приоритеты. Конечно, они могут предпочесть игрушку потому, что видели такую у своих друзей, или потому, что она похожа на телевизионный персонаж (Чебурашку, черепашку-ниндзя, кого-то из телепузиков). Однако главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, - возможность что-либо с ней делать: разбирать и собирать ее, извлекать из нее звуки, возить ее. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие простые и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, не могут наскучить ребенку, поскольку допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ребенку ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать им ощутить свою компетентность и автономность. Возможность (или невозможность) самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котенок. Но все дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать ее нужно вниз) - все в порядке, малыш будет самостоятельно играть и радоваться внезапному появлению зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди и, чтобы нажать ее, приходится удерживать коробочку другой рукой, самостоятельная игра для ребенка становится невозможной - необходима помощь взрослого. Если игрушка таит в себе не только "загадки", но и подсказки, это вызывает у ребенка желание действовать самостоятельно. В качестве примера можно привести такие известные игрушки, как пирамидки, матрешки, вкладыши, которые сами подсказывают правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, скорее испугают, чем вызовут желание играть. Разумное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важные качества игрушки, побуждающие детскую активность.
*
Игрушка как предмет культуры обладает многими свойствами, важными в воспитании. Важна прежде всего связь ее с этическими ценностями. Хорошо, когда игрушка вызывает добрые чувства, поддерживает бережное отношение к животным, растениям и конечно же к человеку. Недопустимо, если игрушка пробуждает жестокость, агрессивность, безразличие к живому. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Художественные качества игрушки делают ее привлекательной для ребенка, формируя при этом его эстетический вкус. Эти качества игрушки непременно следует учитывать при ее оценке. Надо помнить, далее, и о том, что игрушка всегда заряжена духом своего времени. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вкусы, моду. Игрушки разных поколений существенно различаются. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в обществе. Поэтому современность игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух времени, также подлежат оценке. В нашей стране накоплены огромные богатства, связанные с придумыванием и изготовлением игрушек. (Вспомните о дымковской, гжельской, сергиево-посадской игрушках.) Как игрушка связана с культурными традициями народа? И об этом не могут не задумываться заботливые родители. Словом, выбирая игрушку, родители многое должны и многое могут сделать для того, чтобы она стала не только забавой, но и средством развития ребенка.
Смирнова Елена Олеговна, профессор, доктор психологических наук. Заведует лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии образования.
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№2 2007 г.).